Автор: Тухтаманова Анна Николаевна
Возраст: 6-7 лет
Цель: формирование представления у дошкольников о профессиях в ИТ-сфере и первичных навыков программирования.
Задачи: ознакомление детей с новыми современными профессиями взрослых, обращая внимание на развитие научно-технической сферы; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами исследователей, изобретателей, новаторов.
Вхождение ребенка в социальный мир сопровождается ознакомлением с профессиями. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника.
Все родители хотят, чтобы их дети в будущем стали отменными специалистами, за которыми гоняются с заманчивыми предложениями работодатели всего мира. Поэтому необходимо увлечь ребенка перспективной сферой цифровых технологий — например, профессия программиста в современном мире никогда не потеряет актуальности. В этом вопросе родителям поможет данный образовательный маршрут.
Шаг1. Что такое ИТ-сфера?
Изучение можно начать с ряда вопросов, касающихся цифровых технологий, которые стали регулярной частью жизни детей дошкольного возраста. Примеры:
- назови три любых интернет-сайта;
- назови трёх любых роботов;
- назови три компьютерные игры;
- назови три логические игры;
- назови три модели телефонов;
- назови три части компьютера;
- назови три дела, которые может делать домашний робот;
- назови три вещи, которые не должен делать робот.
Далее поинтересоваться у ребенка знает ли он, что такое информационные технологии. Если он затрудняется дать ответ, взрослый может помочь наводящими вопросами.
Шаг 2. Знакомство с профессиями ИТ-сферы.
Специалисты ИТ-сферы стабильно занимают верхние позиции во всевозможных топах самых популярных профессий во всем мире. Спрос на программистов и разработчиков до сих пор превышает предложение.
Кто такой программист? Быстро открывающиеся страницы сайтов, слаженная работа компьютеров в офисе, да и просто возможность сидеть в интернете — все это заслуга программистов. Существуют разные направления программирования. Наглядно продемонстрировать ребенку работу программиста поможет мультфильм “Профессия Программист” и небольшая лекция Григория Бакунова “Продленка про программистов”.
Кто такой гейм-дизайнер? Пожалуй, это одна из самых заманчивых профессий молодого поколения. С чего все начинается? Самое главное – это идея! Гейм-дизайнер не просто создает «красивые картинки», но и досконально продумывает игровой процесс, учитывая интересы людей, которые будут играть в игру. Свою идею гейм-дизайнер формирует в концепцию, составляя документ, в котором четко описывает процесс и особенности игры. На основании этого создается дизайн. Затем гейм-дизайнер собирает команду специалистов, которые создадут игру. Немного про гейм-дизайн можно посмотреть тут. Потом игра проходит различные тесты, в нее вносятся коррективы, а готовый продукт отправляется к игрокам.
Кто такой веб-дизайнер? Это именно та профессия, которая подойдет «гуманитариям», однако усидчивость и аккуратность в этом деле будут огромным плюсом. Это направление подойдет для творческих ребят. Посмотрите с ребенком видео “Профессия веб-дизайнер”.
Кто такой системный администратор? Это специалист, который поддерживает правильную работу компьютерной техники и программного обеспечения, а также отвечает за информационную безопасность организации. В его обязанности входит установка и обслуживание офисной техники, поддержание работоспособности различных программ, установка, настройка и обновление ПО. Для выполнения работы необходимо быть мастером на все руки, уметь чинить различные приборы и разбираться в программах.
Шаг 3. Обучение программированию
Информационные технологии помогают детям развиваться индивидуально, сегодняшнее поколение называют “цифровым поколением”.
Так с чего же начать? Начать нужно с основ компьютерной грамотности. Это и уроки в школе, и курсы по программированию, но существуют занятия, подходящие для дошкольников: 4-6 лет и 6+ (для детей, умеющих читать). Если у вас не достаточно времени для полного курса, попробуйте руководства, рассчитанные на часовое занятие для детей: танцевальная вечеринка, minecraft (программирование и дизайн), холодное сердце (для девочек) и классический лабиринт. Так же вы можете поиграть в игру для изучения языка программирования Python. Еще есть игра, которая учит кодить на CoffeeScript. Попробуйте вместе с ребенком создать свои истории, игры и анимации с помощью языка программирования Scratch. Настольная игра для самых маленьких программистов “Такси”.
Итоги
По окончанию образовательного маршрута следует задать ребенку ряд вопросов:
— назови три места для работы программиста;
— назови три вещи, которые программист может носить с собой;
- назови три любимых школьных предмета программистов;
- назови три языка, которые может знать программист.
Результатом познавательной деятельности ребенка станет приобретение первичных навыков программирования, особый интерес и уважение к профессиям ИТ-сферы.