Главная   Сведения об образовательной организации   Образование   Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 315» г.о.Самара (2015-2016 учебный год)

Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 315» г.о.Самара (2015-2016 учебный год)

Описание образовательной программы ДОУ

Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №315» городского округа Самара разрабатывалась  Рабочей группой, созданной по приказу заведующего, с учётом следующих принципов проектирования управленческих документов:

  • Принцип актуальности разработки программы предполагает её ориентацию на наиболее важные образовательные потребности детей, родителей, общественных и государственных институтов.
  • Принцип прогностичности предусматривает способность образовательной программы соответствовать возможным изменениям образовательного запроса к ДОУ.
  • Принцип реалистичности предполагает соответствие программы не только потребности родителей и возможностям, интересам, склонностям детей, но и менталитету, профессиональному уровню педагогического коллектива, реальным материальным и финансовым ресурсам ДОУ.
  • Принцип контролируемости ориентирует Рабочую группу на разработку программы, позволяющей отслеживать промежуточные и итоговые результаты образовательного процесса.
  • Принцип системности предполагает целостность программы, гармонизацию стратегических приоритетов ДОУ, образовательных программ групп и материально- технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.

Предлагаемая  нами программа (далее ООП ДО) утверждена и реализуется в ДОУ c учетом  требований федерального государственного образовательного стандарта к структуре ООП ДО и её объему, условиям её реализации, к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования  (Приказ Минобрнауки от 17.10.2013 г. №1155)

Основная  образовательная программа является системным нововведением  в планировании и управлении образовательным процессом в ДОУ, стимулирующей процесс обновления образовательного учреждения как объекта управления; системой действий, предписываемой субъектам управления образованием, направленной на достижение чётко  сформулированных целей; моделью совместной деятельности групп людей, определяющей исходное состояние системы, образ желаемого будущего, состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему. Наличие такой модели способствует формированию у руководителя, участников образовательного процесса четких представлений о планируемых мероприятиях, действиях, о конечном результате, о роле каждого участника в этом процессе.

Основная образовательная программа — это средство управления, позволяющее не только обеспечить достижение поставленной цели, но и сделать так, чтобы усилия были затрачены с максимально полезным эффектом. Основная Программа отличается  инновационной направленностью и выступает  в качестве стратегического плана осуществления основных нововведений.

Формирование начальных ключевых компетенций у детей дошкольного возраста раскрывает сущность качества образования как  совокупности характеристик деятельности дошкольного учреждения, относящихся  к его способности гарантировать семье предоставление возможности выбора для ребёнка «индивидуального образовательного маршрута» на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми; обеспечение социальной защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий; создание условий для полноценного проживания ребёнком периода дошкольного детства и достижения каждым  ребёнком необходимого  максимального уровня  подготовки к успешному обучению в начальной школе. Поиск новых подходов к повышению эффективности образовательных систем, переориентации дошкольного образовательного учреждения на ребёнка как главного субъекта – есть приоритетные задачи реализации компетентного подхода.

Образовательная программа и представленные методические материалы могут рассматриваться как технологии проектирования и планирования работы с детьми и педагогами в различных возрастных группах и разработаны с учётом ведущей задачи дошкольного образования – формирование ключевых компетентностей как личностного новообразования, охватывающего все основные компоненты жизнедеятельности детей с учётом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.

Поэтому Образовательную программу дошкольного учреждения не следует рассматривать как однажды написанный и не подлежащий коррекции документ. Содержание этой программы может по мере необходимости изменяться.

Образовательная программа ДОУ состоит из трех разделов: целевого, содержательного, организационного.

Целевой раздел программы состоит из 2 частей:

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования.

В пояснительной записке перечислены нормативные документы, с учетом которых была разработана программа, раскрыты принципы и подходы к формированию Программы, возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников, сведения о педагогических кадрах, показан социальный статус родителей.

   Планируемые результаты освоения детьми ООП ДО представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка в раннем возрасте и на этапе завершения уровня дошкольного образования.

   Содержательный раздел программы состоит из 2 частей:

  1. Содержание образовательной деятельности.
  2. Особенности образовательной деятельности и разных видов культурных практик.

   Содержание образовательной деятельности включает: особенности осуществления образовательного процесса, образовательную деятельность в соответствии  с  образовательными областями и учетом используемых в ДОУ программ  и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ, формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфику их образовательных потребностей и интересов, проектирование образовательного процесса.

   Особенности образовательной деятельности и разных видов культурных практик представлен следующими разделами: система физкультурно-оздоровительной работы, региональный компонент, взаимодействие с социальными партнерами, поддержка детской инициативы, система работы с родителями, педагогическая диагностика и коррекционная работа.

Вся работа по региональному компоненту построена на основе личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей, что позволяет обеспечить её единство с современными программами дошкольного образования. Система работы рассчитана на весь период дошкольного детства и воплощается во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, труде, в быту, сотрудничестве взрослых и детей, педагогов и родителей. Данный подход позволяет педагогам плавно и дифференцированно реализовать её содержание. В этом разделе указаны цели и задачи, а также  содержание деятельности  по региональному компоненту.

В разделе коррекционная работа указаны цели  и принципы организации коррекционной работы. Здесь дана характеристика индивидуальных возможностей детей с учётом имеющихся отклонений в развитии и здоровье, перечислены формы и  приёмы организации коррекционно-образовательной деятельности, а также  раскрыта система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях воспитательно-образовательного процесса.

Основной целью работы с родителями является объединение усилий семьи и детского сада для воспитания и всестороннего развития личности ребенка-дошкольника, а также привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу, осуществляемому в детском саду. В разделе система работы с родителями воспитанников определены задачи,  методы и формы работы с семьей, а также  содержание направлений работы с семьей по образовательным областям.

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. Поэтому в разделе взаимодействие с социальными партнёрами определены решаемые задачи и формы работы с разными учреждениями.

   Организационный раздел включает в себя 6 пунктов: материально-техническое обеспечение программы, организация режима пребывания детей в ДОУ, план НОД, расписание НОД, модель воспитательно-образовательного процесса, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, и краткую презентацию программы.

 
К началу страницы